Обозреватель «СОЮЗа» побывал в уникальном селе — на родине хрена и Бабы-яги
Собор или рельсы
Около 100 километров по федеральной трассе М-8 от Ярославля в сторону Вологды, еще 70 по латаной-перелатаной дороге от поселка Пречистое — и мы в Кукобое. Можно по М-8 проехать на 35 километров подальше — до деревни Заемье в Вологодской области, и свернуть налево там, тогда на «стиральную доску» придется всего около 25 километров. Но придется стоять у переезда на железнодорожной станции Бакланка. Из Ярославля и тем более из Москвы и других регионов до Кукобоя намного дальше, чем из Вологды, но далекое путешествие вознаграждает: своеобразием северной природы, ожившей сказкой, роскошным собором, который в такой глуши кажется просто фантастическим…
Впервые упомянутый в документах (купчая Ивана Кемского на деревни в Пошехонье) в 1526 году, Кукобой принадлежал когда-то монастырю, царскому воеводе князю Кемскому, царю Ивану Грозному, снова монастырю… Откуда взялось диковинное название села, никто уже, конечно, не знает. По одной версии, оно появилось благодаря кукушкам, которые в здешних лесах водятся в изобилии, по другой — в переводе с языка одного из финно-угорских племен, населявших когда-то эти земли, слово «Кукобой» означает «Длинный ручей». Как в любом селе «с историей», в Кукобое расскажут много преданий и легенд, но одна, самая красивая, связана со строительством кукобойского чудо-собора Спаса Нерукотворного Образа.
Миллион рублей золотом на его возведение в 1909 году выделил уроженец здешних мест, питерский купец первой гильдии Иван Агапович Воронин. По рассказам старожилов, навестив родные края, он предложил землякам на выбор строительство собора или железной дороги от Кукобоя до Пошехонья — 70 километров по лесам и болотам. Мужики подумали и заявили: до Пошехонья мы и на лошадях доедем, давай лучше собор. Хотя на тот момент в селе действовала вполне добротная церковь.
Необыкновенной красоты храм в псевдорусском стиле (проект известного петербургского зодчего Василия Косякова, автора Морского собора в Кронштадте) построили за неполных три года: трудились местные плотники, каменщики, резчики. Чтобы стройка работала бесперебойно, рядом с будущим храмом организовали небольшой кирпичный завод. Однако для облицовки стен бело-розовый кирпич заказывали в Финляндии, причем каждый кирпичик был пронумерован и доставлялся упакованным в специальную бумагу. Оттуда же, из Финляндии, везли черепицу цвета морской волны для облицовки шатров колоколен. Освятил все это великолепие в 1912 году митрополит Ярославский Тихон — будущий патриарх и святитель.
Однако уже через пару десятков лет жители того же работящего и богобоязненного Кукобоя сорвали с колоколен и утопили в болоте колокола, сожгли в костре иконы, разбили витражи, вытравили известью росписи на храмовых стенах. Рассказывают, что одна комсомолка, преуспевшая в деле свержения крестов и колоколов, очень скоро отморозила руки, которые пришлось ампутировать… В униженном и оскорбленном храме поначалу действовал клуб НКВД, в подвале работала тюрьма, потом — продуктовый склад. Верующим собор возвратили только в 1989 году. Сегодня он так же величав, как и сто лет назад, но фасад уже давно требует серьезной реставрации, не говоря о внутреннем убранстве храма. Однако средств на все это крайне мало, а филантропы вроде Воронина в Кукобой больше не заглядывали.
Безобидная гостья
Да и автобусы с туристами зачастили в далекое село лишь после того, как в 2004 году там поселилась Баба-яга. В этой лесной и болотистой местности всегда верили в существование нечистой силы (есть версия, что оттого и собор заказали вместо железной дороги — как оберег), например, рассказывали легенду о старушке-задворенке, жившей когда-то в дремучем лесу. Там, где она обитала, якобы происходили таинственные вещи: слышались леденящие душу звуки, путники не могли найти дорогу домой. Так, с легкой руки нескольких креативных местных жителей Кукобой и стал родиной Бабы-яги — в сельском парке на радость туристам ей построили избушку, огородили ее деревянным частоколом, и сейчас старая никого не пугает, а только веселит.
Соседство, впрочем, не понравилось настоятелю кукобойского Спасского храма отцу Александру и даже части районных депутатов, которые посчитали бабку злой языческой образиной, не способной вызвать в людях никаких позитивных мыслей и эмоций. Кто-то даже высказал предположение, что из-за нее в районе случился ураган. Некоторое время конфликт находился в очень острой фазе, но Яга, сумевшая убедить общественность, что она всего лишь безобидная гостья из сказки, уцелела.
В итоге именно сказочная колдунья вывела начавшее хиреть село на «всероссийский уровень», сделав его известным далеко за пределами региона. Дорога к несказанному по красоте храму, о существовании которого мало кто знал, увы, в прямом смысле прошла через языческий антураж. Отец Александр сокрушается, что приехавшие к Яге туристы заходят в собор «просто посмотреть», без глубокого чувства и веры. Но главное ведь — заходят! И испытывают трепет, которым потом делятся с массой других людей на просторах Интернета. Может, глядишь, и второй Воронин таким образом найдется.
Воронинское наследство
Кстати, воронинского миллиона сто лет назад хватило не только на храм, но еще на несколько светских зданий, в том числе школу и больницу. В этих, к счастью, очень хорошо сохраненных постройках учреждения образования и здравоохранения продолжают квартировать и сейчас. Правда, больницу несколько лет назад «оптимизировали», оставив от нее одну амбулаторию, в которой принимают терапевт и зубной врач. Зато в освободившихся помещениях с комфортом разместили отделение временного проживания пожилых людей и инвалидов — немощные пенсионеры из окрестных деревень живут здесь зимой. Но лечиться «по-настоящему» селяне могут теперь лишь в Пречистом (за 70 км) или в Пошехонье (за 60 км). В острых случаях их доставляют туда «скорые», во всех прочих — рейсовые автобусы, которые ходят пока ежедневно. Трястись по кочкам в такую даль — удовольствие небольшое, поэтому кукобойцы о своей больнице, конечно, печалятся.
В школе, со слов ее директора Татьяны Соколовой, — 85 учеников: из Кукобоя и двух ближайших деревень. В здании на деньги областного бюджета вставлены пластиковые окна, сделан ремонт, и вообще «все на уровне». Нет только традиционного спортивного зала — во времена Воронина такие помещения в школах проектами не предусматривались. Местному физруку приходится как-то изворачиваться и чаще тренировать детей на улице. Впрочем, свежий воздух молодежи только на пользу — «полету» здешних учеников могут позавидовать даже иные городские школы. Например, кукобойский выпускник 2015 года поступил в МГТУ имени Баумана, а юный физик из нынешнего одиннадцатого класса собрался в МГУ, и преподаватели говорят, что даже сомнений никаких нет в том, что поступит, — настолько талантлив.
Талантов здесь вообще много, причем в разных областях. Та же Баба-яга со свитой — обычные кукобойцы, никогда и не помышлявшие об артистической карьере. Медведь, например, всю жизнь работал водителем, сама Яга перед своим «перевоплощением» трудилась на пекарне. А потом сделала «стремительную карьеру»: начала с Кикиморы, доросла до Деда Лесовика, а когда первая Яга поменяла место жительства, надела ее лохмотья. Да так вжилась в роль, что кадровую рокировку не заметили даже сотрудники турфирм, регулярно сопровождающие туристов в поездках в Кукобой.
Счастливый билет
На этом, правда, весь сельский позитив и заканчивается. Не только после Бауманки или МГУ, но даже после техникумов с училищами в Кукобое работать, в общем, почти негде. А ведь родина Яги — второй по величине населенный пункт в Первомайском районе после поселка Пречистое: здесь больше тысячи жителей, 19 улиц. Когда-то, с 1929 по 1971 год, Кукобой даже был райцентром, но потом районную столицу перенесли в расположенное на трассе М-8 Пречистое, и Кукобой начал потихоньку затухать. Перестроечные годы процесс только ускорили.
Когда-то здесь действовали комбикормовый завод, сырзавод, хлебопекарня, ПМК, сельхозтехника, крупный колхоз. Сейчас, кроме бюджетных организаций, ничего почти не осталось. Хлеб сюда возят из Любима и Данилова, яйца и мясо — из Вологды. Жизнь в местном колхозе еще теплится, но он уже «скорее мертв, чем жив». Газа в селе тоже нет, и вряд ли в ближайшей перспективе он появится. Многие мужчины зарабатывают рубкой и продажей леса на дрова, есть еще фирма по производству дверей и окон — негусто.
Кукобойцы признаются, что для молодежи в селе перспектив нет никаких, из-за чего родители своих отпрысков «просто выпихивают» в города.
— В селе останетесь после школы? — спрашиваю девчонок-подростков, пробегающих по тропинке мимо избушки Бабы-яги из школы.
— Не, уедем, че тут делать-то? — отвечают.
Хотя приятные исключения, конечно, есть. В школе, например, рассказали, что туда планирует вернуться на работу бывшая ученица, заканчивающая Ярославский педуниверситет. В проект «Родина Бабы-яги» тоже пришла работать вчерашняя кукобойская школьница — сейчас она «заведует» одним из сказочных персонажей — Кикиморой. А на странице Кукобоя «ВКонтакте» и молодые люди, и не очень с нескрываемой ностальгией вспоминают о своей счастливой жизни в этом «самом лучшем месте на земле» и мечтают туда вернуться, «когда все надоест».
Кто-то уже вернулся — хотя бы в статусе дачника. Со слов главы Кукобойского поселения Елены Чистобородовой, летом население села за счет дачников ощутимо увеличивается. А вот людей с постоянной пропиской все меньше и меньше. Если бы в 2004 году здесь не появилась Яга, их бы еще убыло. Деревянная рубленая избушка и ее обитательница — для Кукобоя что-то вроде спасательного круга, счастливого билета. Ежегодно в гости к бабуле приезжают 12-14 тысяч туристов, а за все время, пока она тут «выкаблучивает», затерянное среди лесов село посетили уже около 140 тысяч человек — цифра для этих мест почти фантастическая.
Сейчас 2,5-часовая программа стоит для группы, где меньше 20 человек, 11 тысяч рублей, для более крупных групп — 500-570 рублей с человека. Но поскольку проект этот частный, поселенческий бюджет получает от Яги только земельный налог и налог на доходы физлиц. Что, впрочем, тоже неплохо. Главное, говорят здесь, сказочная старушка дала более или менее стабильную работу 15 селянам, а еще сотрудникам местной столовой, где турфирмы заказывают обеды для туристов, да сельским умельцам, мастерящим сувениры. Один из уроженцев Кукобоя, отработав всю жизнь в другом регионе и выйдя на пенсию, вернулся в родные места и строит здесь сейчас гостевой дом. В общем, настоящее селообразующее предприятие получилось. Да и просто, говорят, «веселее как-то стало».
Интересно, что фантазия авторов проекта на Яге не иссякла. Проведя «раскопки» в архивах, они заявили, что в то время, когда селом владел Иван Грозный, царь-надежа выращивал здесь хрен. Причем, конечно же, совершенно особенный, какого нигде больше не было и нет. В результате Кукобой как родина еще и жгучего корнеплода попал на Вкусную карту России. Программа «хреновых» туров уже готова.
«Да хоть Баба-яга, хоть хрен — лишь бы жизнь была не хреновой», — соглашаются кукобойцы.
Поделиться в соцсетях: