Кукобой из Фиваиды

Если ехать в Кукобой по магистральному шоссе из Ярославля, то обычный среднерусский пейзаж кардинально меняется с удалением от областного центра. После поворота на северо-запад, в сторону п.Пречистое, равнина внезапно начинает уходить куда-то резко вниз, создавая ощущение, что шоссе проходит по бровке некоего гигантского амфитеатра, ниже которого куда-то в необозримую даль уходят тёмно-зелёные волны лесов, точно принадлежащие какой-то иной стране. Эта «Страна» с давних времён звалась Северной Фиваидой. Россиянину, скажем, начала ХХ века, в отличие от наших современников совсем не надо было объяснять значение этого имени. На уроках Закона Божьего объясняли, что Фиваидой звалась пустыня в Египте, где обретались жаждавшие иноческих подвигов и прославившиеся впоследствии праведным житьём отшельники.

Когда появилась русская Фиваида, никто точно не знал, но скорее всего в XIV – XV веках, когда многочисленные ученики Сергия Радонежского устремлялись подпоясав рясы вервием и положив в котомки хлеб духовный и хлеб насущный, сквозь нехоженые и непроходимые немеречи на неведомый Север, основывая обитель за обителью, едва ли не первой из которых был Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере. Разной оказалась их судьба. Одним выпали огромное богатство, другие, худо-бедно дожив до века восемнадцатого, попали под екатерининский секвестр и превратились в обычные приходские храмы, третьи же сложили свои золочёные главы под большевистской секирой. А тяготевшие к ним сёла оставались, и Кукобой – одно из таких.

И почти никто уже не помнит – откуда взялось столь диковинное имя. По наиболее симпатичной версии кукобойцы связывают имя села с поныне многочисленными в ближних лесах кукушками. По другой версии или в переводе с древнесаамского — языка одного из финно-угорских племён, некогда населявших эти земли, слово Кукобой – означает «длинный ручей», а «Ухтома» (река, на живописных берегах которой раскинулось село) – «река с волоком».

Корень «бой» встречается также в названии местности: на территории нашего района – Кодоба, которая в грамотах XVI века именуется Кодобой и в переводе означает «жилой, обжитой ручей» (вепсское «коди» — «здание, жильё»)

На сегодняшний день мы имеем самое первое упоминание о селе в купчей Ивана Кемского на деревни в Пошехонье (1526г.). Из текста купчей узнаем, что сельцо Никольское Кукобой с деревнями было куплено за 100 рублей и коня у игумена Корнилия и его старцев, а значит, принадлежало монастырю. В монастырь наши земли были переданы после смерти князя Семена Андреевича Шелешпальского.

Из царской грамоты от 11 апреля 1564 года следует, что наше село, вотчина князя Александра Кемского (царского воеводы) было отписано на царя. Подозрительный и жестокий Иван IV подергал казням и гонениям виновных и невиновных, в первую очередь отбирая земли. Но недолго село было царским. Приехав в очередной раз в Кириллов-Белозерский монастырь замаливать грехи, Иван Грозный передал Кукобой монастырю. В переписной книге монастырских вотчин 1601 года Кириллов-Белозерского монастыря подробно записано, сколько земли имели наши крестьяне и какой платили оброк, даже их имена. Уже тогда в селе была деревянная церковь, и встречается название не село, а погост.

Уже в середине XIX века Кукобой вошёл в Подорванскую волость. По данным 1859 года в Кукобое (Кукобово) имелись погост, 5 дворов,19 жителей и каменная церковь, построенная в 1836 года. В 1885 году здесь была открыта первая школа, находилась она в избе крестьянина Соколова, а в 1886 году была выстроена новая двухэтажная школа в самом центре Кукобоя на средства священника Дмитрия Всехсвятского. Он являлся законоучителем и был заведующим школы, так как школа была церковно-приходской.

В начале ХХ века Кукобой становится центром духовной культуры и образования. В 1908 году здесь открывается самая крупная в уезде бесплатная народная библиотека. Принадлежала она учителю Петру Ивановичу Любомудрову. Он был заведующим, а его дочь Вера библиотекарем.

Деяния купца благочестивого

И быть бы Кукобою просто богатым селом, каких когда-то было немало на Ярославщине … Но, говорят, явился как-то – было это в начале прошлого столетия – к землякам крупно разбогатевший уроженец этих мест, родом из деревни Рябинки, Иван Агапович Варонин ( в литературе встречается написание и через «о»). Жил он в Петербурге на Невском проспекте, 144, с женой Марией Герасимовой, богатой вдовой. С 1871 г. числился петербургским купцом 2-й гильдии, с 1878 — купец 1-й гильдии, позднее получил чин действительного статского советника. С конца XIX в. — владелец товарищества ткацких мануфактур, в которое входило 6 петербургских предприятий легкой промышленности (ткацкие, ситценабивные, др.) с общим количеством рабочих около 3 тыс человек; директор товарищества кирпичных заводов. Член Учетного комитета Государственного банка, член совета 1-го Санкт-Петербургского общества. Был одним из руководителей акционерного общества по постройке церквей и соборов. Приехав в село, он предложил односельчанам на выбор – строительство собора или железной дороги до Пошехонья (70км по непроходимым лесам и болотам). Тогда миряне единодушно выбрали собор, хотя в селе и была добротная действующая церковь.

И Варонин скупиться не стал – только на храм отвалил миллион рублей золотом, пригласив знаменитого петербургского зодчего, автора проекта Морского собора в Кронштадте Василия Косякова, предоставив тому полную творческую свободу. И зодчий не подвёл – многочисленные гости, съехавшиеся в 1912 году на освящение храма, единодушно признали, что ничего похожего на Руси нет. Только одна деталь – стены «кукобойского чуда» облицованы не обычным кирпичом, а бело-розовым, полым внутри, производившимся только в Финляндии и служившим не только стройматериалом, но и теплоизолятором. До сих пор в Кукобое рассказывают, что каждый кирпич привозили упакованным в специальную бумагу. Из Финляндии происходила и изумительной красоты черепица, покрытая глазурью цвета морской волны и предназначенная для лицовки шатров колоколен. В Кукобое жили тогда прекрасные мастера своего дела – строители, каменщики, плотники, резчики. Храм возводился умельцами села. Специально для храма был построен небольшой кирпичный завод. Строительство Спасского храма было завершено за три года (начато в 1909г, закончено в 1912г.)

На освящении храма, которое проводил митрополит Ярославский Тихон – будущий Патриарх Московский и Всея Руси, были слышны и иные разговоры, ведшиеся вполголоса. Толковали, что на строительство пошли не только личные средства Варонина, но и денежки из бюджета «Союза Михаила Архангела» — черносотенной организации, некогда отколовшейся от небезызвестного «Союза русского народа». Варонин был известным членом «Союза Михаила Архангела», и толки, видимо, имели под собой основания – на освящение храма «благодетель» приехал в форменной одежде «союзников», а на хорах храма имелась специальная вместительная «ложа», предназначенная единственно для членов «Союза».

Миллиона царских рублей хватило и на храм, и на новую школу за рекой, так как в старой стало тесно, и на три каменных здания для больницы, приюта для старых и обслуги.

После революции Подорванскую волость переименовали в Кукобойскую, а в 1929 году Кукобой стал райцентром Первомайского района.

В двадцатые годы прошлого столетия варонинскому детищу, единственно по недостатку рабочих рук не разрушенному, досталось крепко – живопись со стен вытравили известью, витражи разбили, а одна из активисток-трактористок в порыве «комсомольского энтузиазма» низвергла с куполов золочёные кресты. Правда, по странному стечению обстоятельств, в ближайшую же зиму она отморозила руки, и их пришлось ампутировать. В подвале же храма устроили тюрьму. Просуществовала она довольно долгое время, затем храм был отдан под склад для сельпо, и только в 1989 году храм вернули Русской Православной Церкви.

Дело № 5395: трагедия захарьевской коммуны

В 1921 году в д.Захарьево, что в 7 км от Кукобоя, создали женскую трудовую артель, переименованную затем в коммуну им.Крупской, слава о которой гремела на всю Ивановскую промышленную область.

Наша коммуна была особой и возникла она в Захарьеве неслучайно. Именно здесь часто останавливался архимандрит Никон, настоятель Павло-Обнорского монастыря, когда приезжал в Исаковский женский монастырь, где был духовником. Встречаясь в Москве с патриархом Тихоном и понимая, какое трудное время наступает для верующих и Церкви, он получает тайное благословление от Патриарха на создание тайного женского монастыря. В 1921 году в д.Захарьево в старой церковной сторожке поселилось 7 девушек, все они были духовными дочерьми отца Никона. Церковная земля была предана Анне Александровне Соловьёвой – учительнице Захарьевской школы и двум её теткам, дочерям бывшего пономаря церкви. Соловьёва и возглавила общину, которая стала быстро расти: в 1926 году было 68 человек, а в 1930 году уже 104 члена. По благословению отца Никона в неё приходили девушки, женщины, вдовы, многие были из семей духовенства. В общине вели строгий монастырский образ жизни, много молились и трудились. Для всех прочих это была сельскохозяйственная артель. До 1927года отец Никон часто приезжал в общину, жил неделю-две, указывал места для полей, строительства.

Не только в районе, но и в области это было одно из лучших хозяйств. В 1927 году на Всесоюзном смотре на лучшую колхоз-коммуну она получила третью премию. Если в 1922 году было распахано 3 десятины, то в 1925году – 16,5 десятин посевов и 2 десятины огорода. Урожай пшеницы составлял 115 пудов с десятины, а у крестьян-единоличников – 45-50 пудов. В хозяйстве было 6 лошадей, 13 коров, телята, овцы, свиньи, птица. Артель организовала подсобные производства: валяно-сапожную мастерскую, кирпичный, дегтярный и кожевенный заводы, швейную мастерскую и бараночный курень. Чистая прибыль за год составила 2686 рублей.

По настоянию отца Никона женщины написали письмо Н.К.Крупской о своих делах и попросили разрешения назвать артель её именем. Надежда Константиновна дала согласие и помогла получить кредит в 5 тыс. рублей, на которые был куплен трактор.

В 1930 году коммунистка-трактористка Анна Смирнова подняла 200 га целины, на фермах было до 40 голов породистого скота, столько же телят, более 150 бельгийских кроликов, полтысячи кур, завезли инкубатор на 17 тыс. яйцемест.

В посёлке было 11 добротных домов, три скотных двора, ветряная мельница, сохранившаяся по сей день, вечером посёлок освещался электрическим светом от собственного движка. Планы у коммунарок были большие. Но всему приходит конец.… В 1931 году коммуна была ликвидирована. Все имущество и земли преданы в соседние колхозы. 17 женщин были арестованы и приговорены к заключению в лагеря. Около 30 человек получили разрешение остаться и работать в колхозе, остальных разогнали.

В обвинительном заключении было сказано: «Секретно – Политическим отделом ОГПУ вскрыта и ликвидирована на территории Первомайского района контрреволюционная группа церковников и духовенства…» и указаны фамилии наших коммунарок. Именно религиозный характер нашей коммуны и послужил причиной её разгрома. Освободившись из мест заключения, коммунарки не могли вернуться в Захарьево. А.А.Соловьёва за хорошую работу была освобождена досрочно и уехала в Калужскую область, где работала учителем русского языка. Но похоронена она на Захарьевском кладбище – не позволили ей коммунарки скитаться в старости по домам престарелых, доживала она свой век здесь, на родине.

Дочь священника Мария Алексеевна Благовещеская ( в коммуне – монахиня Анна) освободившись в 1934 году служила псаломщицей в церкви села Николо-Колокша Рыбинского района и продолжала помогать архимандриту Никону, скрывавшемуся от следствия. В 1937 году её повторно арестовывают, обвиняют в активном участии в контрреволюционной подпольной группе церковников и приговаривают к высшей мере наказания – расстрелу.

Деревня Захарьево ещё стоит, хотя там практически никто не живёт. Ничего не напоминает о той бурной жизни, которая была здесь 85 лет назад, только летом приезжают сюда сенокосить, да осенью за грибами.