КУКОБОЙ-БРЕНД

Московские новости, 28 Декабря 2006
Бабу-Ягу депортировали в глухое ярославское село и неплохо на этом заработали Затерянный в лесах Кукобой — единственное место в России, где Новый год встречают не с Дедом Морозом, а с Бабой-Ягой.
Деду отказали в доверии потому, что он творит чудеса всего один раз в году, а от озорной бабки, триста лет скитавшейся по лесам и болотам, каждый день можно ожидать чего угодно. Идея депортировать бесприютную старушку в село, чтобы народу было не скучно, принадлежит районным чиновникам и губернатору Лисицыну, которого из-за этой сказочной бомжихи православная церковь причислила к неисправимым грешникам.

Вид на жительство Бабу-ягу хоть со скандалом, но отстояли, прописали и поселили в добротной избушке по соседству с памятником Владимиру Ильичу Ленину. Год назад памятник пришлось передвинуть, потому что юные туристы стали водить хороводы вокруг вождя мирового пролетариата, принимая его за персонаж из бабкиного окружения, хотя на самом деле дедушка Ленин совсем из другой сказки.

На освободившемся месте кукобойские мужики установили памятный камень в честь 480-летия села, который перли на себе из райцентра Пречистое. Многие при этом нажили грыжу, но, во-первых, ближе чем за 100 километров большие каменюки не валяются, а во-вторых, чего не сделаешь ради исторической памяти.

Баба-яга отпоила краеведов каким-то зельем, и грыжу впоследствии как рукой сняло. Отсутствие этой напасти некоторые участники операции порывались лично продемонстрировать корреспондентам «МН», но мы и так поверили, потому что слава о здешнем чудодейственном врачевании идет уже по всей Руси великой.

В почтовом сундуке Бабы-яги не меньше пяти тысяч писем с разных концов страны. Половина из них — от зрелых граждан, причем с подробным диагнозом всех нажитых болезней и просьбой подобрать какие-нибудь травки для скорейшего исцеления.

— Голову сломали, как отвечать, — сокрушается директор малого предприятия «Кукобойская старина» Лилия Плетнева. — Медика в штате нет, Баба-яга учится в культпросветучилище. Ответы составляю сама.

И это совершенно правильно. Потому что до того, как связаться с Бабой-
ягой, Лиля работала лаборантом в ветеринарной лаборатории, и лучше других знает: для больного главное — утешение, а болячки до смерти и так пройдут.

Береги ноги смолоду Но если хорошенько покопаться в кукобойском прошлом, то выяснится, что самолечением здесь занимались всегда, и довольно успешно, благодаря бьющим из-под земли родникам. Один из них, например, хорошо помогает от искривления ног, в чем на собственном опыте еще лет триста назад убедилась дочь князя Кемского — красавица, спортсменка и вообще перспективная невеста. Но у нее были безобразные ноги, из-за этого замуж бедняжку никто не брал. С отчаяния княжна сунула конечности в родник и сидела так, пока они не выпрямились.

С тех пор каждая кукобойская девушка совершает над собой аналогичную экзекуцию, поэтому все передвигаются по селу на стройных ногах и быстро выходят замуж.

За два дня наш фотокорреспондент в этом убедился, безуспешно пытаясь подловить еще какую-нибудь кривоножку, кроме престарелой Бабы-яги.

— Зимой в родник лучше не соваться, а то ради красоты отморозишь все на свете, — предупреждает зав. отделом райадминистрации Елена Соколова, которая и раскопала всякие легенды, чтобы прославить захиревшее село. На пару с еще одним чиновником они додумались впарить Кукобою и Бабу-ягу, которая уже два года без устали веселит туристов и платит подоходный налог в местный бюджет. Власть пока не придумала, как оприходовать сказочно привалившие 200 000 рублей, но говорят, в принципе на эти деньги можно перекрыть крышу в какой-нибудь сельской школе или открыть в деревне фельдшерско-акушерский пункт.

Кастинг бизнес-вумен Старушенция в самом деле оказалась довольно предприимчивой бизнес-вумен. По некоторым сведениям, с трудом добытым из разных сказочных источников, за два года резиденцию Бабы-яги посетили 17 000 туристов, которые оставили ей на пропитание более двух миллионов рублей. Деньги для глухого и практически безработного села совершенно дикие. Но они и достаются тяжко — Яга работает на улице в три смены, вся в синяках и ссадинах, потому что детки ведут себя как настоящие живодеры: колотят, щиплют, лезут на шею и безжалостно забрасывают снежками. Взрослые так не поступают. Например, разгоряченные металлурги из Череповца носят Бабу-ягу на руках, заодно взваливая на свои плечи Кикимору, Марью-
искусницу, Дуняшу и других красивых девушек из театрализованного представления. Зачастившие в Кукобой вологодские бизнесмены преподносят дамам цветы, а заместители губернатора Ярославской области катают в корытах сами себя, чтобы лишний раз не напрягать хрупкую Бабу-ягу.

На роль бабки в свое время пробовались несколько человек, в том числе безработный электрик двухметрового роста и могучего телосложения, заслуженный артист из народного театра в райцентре и три настоящие пенсионерки из соседних деревень. Больше недели без выходных никто не выдержал. Худрук ДК Наталья Лебедева оказалась самой выносливой. С тех пор и пашет.

— Зуб заболел, слетала в медпункт, выдрала — никто даже не заметил, что меня не было, — с гордостью говорит Наташа. И, похоже, уже сама верит, что ступа у нее скоростная, а метла реактивная.

Зуб все же жалко. Это по легенде Бабе-яге 300 лет, а по паспорту — всего тридцать, зубы еще пригодятся. Хотя под силиконовой маской совершенно ничего не видно — умельцы с «Мосфильма», где маску и заказывали, за десять тысяч рублей преобразили Наталью так, что сын Никита не узнал родную маму. Зато муж Виктор вошел во вкус — шабашит сейчас в Москве, зарабатывает на костюм Кощея Бессмертного. Прикид Бабе-яге шили в Вологодском театре драмы. По оценкам «МН», в столичном бутике эти лохмотья улетят как минимум за две штуки баксов. Но Баба-яга — девушка богатая, с ее-то миллионами переодеваться можно хоть каждый день.

— Размечтались, — сердится Наталья. — Выделываемся здесь за три тысячи в месяц, все остальное — на развитие. У нас директриса прижимистая, а спонсор всего один.

Имя этого благодетеля держится в секрете. Известно только, что он хозяин нескольких заправок в Вологде и большой любитель народного фольклора. Вот из любви к искусству этот дядечка и учредил малое предприятие «Кукобойская старина», подкинув девчатам первоначальный капитал в сумме 200 000 рублей.

Жуть с ружьем Между прочим, за 500 лет существования Кукобоя это уже второй случай, когда ему перепадают шальные пожертвования. В начале прошлого века в село заявился купец Воронин, удачно женившийся в Петербурге на какой-то богатой вдове.

В результате этого брака у него появился лишний миллион рублей (царских) и огромное желание построить землякам либо железную дорогу до Пошехонья, либо храм. Земляки выбрали храм, хотя один у них уже был. Но впоследствии и второй пригодился. После Октябрьской революции в нем устроили тюрьму, а потом склады разного назначения. В 1’8′ году Спасский храм вернули Русской православной церкви. Причем в таком состоянии, что купцу Воронину понадобилось бы уже два миллиона для реставрации.

Школа и больница, также доставшиеся селу от купеческих щедрот, сохранились гораздо лучше. В дальнейшем, вплоть до появления Бабы-яги, Кукобою вообще ничего не перепадало.

Сейчас опять зажили. По вечерам в селе на три часа включают уличное электричество, чтобы экскурсанты, возвращаясь из Бабкиной резиденции, в потемках не потеряли свой автобус. Ради туристов ЖКХ с утра до ночи чистит дорогу, что позволяет и местным жителям беспрепятственно пробираться от дома к дому. Столовая «Сказка» отказалась обслуживать местных алкоголиков, потому что те привыкли обходиться без закуски, а приезжие организованно кушают первое, второе и запивают все это компотом. Кроме того, в столовке пекут специальные «кукобойские пироги», которыми Баба-яга потчует гостей у себя в чайной, а те, съев за экскурсионный день положенные им 24 килограмма, просят поварих испечь пирогов «на вынос». Лена, Нина и Соня пекут до упаду, зато и зарплата у них выросла с полутора тысяч рублей до шести. Почти столько же зарабатывают и сельские умельцы, подрядившиеся делать сувениры с символикой любимой народной героини.

Честно сказать, на некоторые поделки без слез не глянешь. Но дело не в этом, главное, что туристы покупают.

— Бренд «Кукобой» оправдал себя на 150 процентов, — потирает руки глава района Леонид Щербаков. — Люди довольны, у села открылось второе дыхание.

А если бы товарищи священники запретили Бабу-ягу? Что бы здесь было? Да ничего — жуть с ружьем!

Борьба света и тьмы В Кукобое никто и не сомневается, что Баба-яга — просто светоч цивилизации. Единственный, кто не может с этим смириться, отец Александр — настоятель Спасского храма. Говорит: с души воротит, когда вижу нечистую силу.

А два года назад, когда все только начиналось, Ярославская епархия метала громы и молнии против сказочного персонажа. Популярная старуха, видать, настолько опасна, что миссионерский отдел публично предал ее анафеме. Заодно досталось и неразумному народу, которому «Водяной и Баба-яга ближе, чем Христос, Божия Матерь и наши святые». В Кукобое, однако, больше всего обиделись за родного губернатора, углядев, что за связь с Ягой епархия катит бочку именно на него, а не на какую-то абстрактную власть, которая «достойна сожаления, как и избравший ее народ».

А губернатор Лисицын, между прочим, ничего плохого кукобойцам не сделал. Наоборот, построил новый мост вместо рухнувшего старого и дал денег на организацию праздника в честь Бабы-яги. Сам тоже обещал приехать, но священнослужители опередили.

— Ужас что было! — вспоминает Елена Соколова. — Детей запугивают, взрослых стращают. Ну, типа: поклоняясь бесовщине, вы причиняете страшный вред своим бессмертным душам. Наших, конечно, уже ничем не запугаешь, но за праздник обидно. Полезли в драку.

В конце концов победил бизнес. Отец Александр открывает пустой храм для проведения экскурсий, а Баба-яга платит ему за это по 250 рублей с группы, не считая «свечных» денег, которые оставляют здесь щедрые дети. Других спонсоров у церкви нет. Батюшка ворчит, что с такими темпами храм не отреставрировать и за сто лет. Но в полную силу предприятие Бабы-яги пока не развернулось.

ДОСЬЕ Сказка — ложь, но в ней большие деньги На сказочный туризм делают ставку многие российские регионы. Одним из первых в 1»8 году был запущен проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза». Официальные учредители — Департамент государственного и муниципального имущества правительства Москвы, правительство Вологодской области, администрация Великоустюжского района и «Новаторский леспромхоз», на базе отдыха которого и построена вотчина Деда Мороза. Среди спонсоров — АО «Северсталь», Газпром, нефтяная компания «ЛУКойл», Правительство РФ. Затраты на запуск проекта составили 300 млн. руб. «Дочерним» предприятием богатого дедушки можно считать «Олонецкие игрища Дедов Морозов» в Карелии и ежегодный «Съезд Дедов Морозов» в Ханты-Мансийске.

Кострома шестой год пытается стать родиной Снегурочки, но не удается найти спонсоров для раскрутки проекта. Более инвестиционно привлекательными считаются регионы, поселившие у себя различную сказочную нечисть. За Кикимору борются между собой Углич и поселок Лесной Калининградской области. Власти города Старица Тверской губернии обнаружили на своей территории родину Кощея Бессмертного.

В Кирилло-Белозерском заповеднике Вологодской области, под Смоленском и на Брянщине успешно действуют музеи Бабы-яги. Однако официальной родиной старушки признан Кукобой Ярославской области, ставший победителем длительного сражения с властями Ивановской области, которые мечтали разместить Бабу-ягу у себя. В качестве утешительного приза городу Иванову досталась Середа — младшая сестра бабушки.

НА ЗАМЕТКУ Позвони мне, позвони 3500 рублей стоит двухдневная путевка в Кукобой для жителей столицы (проезд автобусом, ночевка и ужин в Ярославле, чаепитие, обед и культурная программа — у Бабы-яги). Самостоятельная экскурсия в резиденцию обойдется как минимум в 200 рублей (без транспортных услуг) плюс сувениры — сколько не жалко.

 Людмила БУТУЗОВА, Дмитрий ХРУПОВ (фото) село Кукобой Ярославская область