- Кому «Лексус»? Кому планшеты?! — зажигает Баба-Яга в Кукобое у своей избушки на курьих ножках. Гости-туристы готовы побороться за призы и от души отплясывают и с бабушкой, и с лешим. Перетягивают канат, отгадывают загадки, а потом — катаются на избушке. Даже взрослые от бабушкиных шуток смеются до слез. А бабулька бегает меж мальчишками и девчонками, тормошит их.

После отпуска, который Яга провела с Кощеем Бессмертным, она в прекрасной физической форме.

— Ой, хорошо отдохнули так, — рассказывает Баба-Яга. — На сноубордах катались, в Интернете сидели, в общем, отрывались по полной! Теперь и поработать можно.

Работа у бабушки в Кукобое появилась в 2004 году. Именно тогда Лилия Плетнева придумала поселить тут древнюю старушку и основала местный бренд.

— Понимаете, нужен был яркий персонаж, чтобы людей зацепило, чтобы туристы сюда поехали, — отвечает директор и, видя мое разочарование (я-то ожидала красивой сказки), добавляет: — У нас болотистая местность и леса глухие, и жила в этих глухих лесах старушка-задворенка. Была она отшельницей, обитала в избушке без окон и дверей и редко на люди показывалась, а потом ей надоело сидеть в лесу одной, и она переселилась к нам в парк.

В сказку к Бабе-Яге вполне реальные женщины подались не от хорошей жизни. Марья-Искусница с дипломом культпросветучилища мыла полы в библиотеке. Дуняша, получив профессию «портной легкой одежды», работала в кукобойском швейном цехе. А Медведь и вовсе был безработным.

Когда бабушка обустроилась на селе, местные были рады. Жить стало веселей. Столовая печет для предприятия пироги, после экскурсий хорошо продаются сувениры, да и в обычных продуктовых магазинах прибыль увеличилась. Но и гонителей у Яги тут же появилось предостаточно. Администрация, пожелавшая сделать бабулю «муниципальной», даже свет ей отключала. Да и местный священник возмутился. Зачем, мол, нам нечисть рядом с православным храмом! Но бабушка со всеми подружилась. Теперь из уважения к православию гостей в Кукобое сначала ведут в Спасский собор. До появления Бабы-Яги он был единственной диковиной на селе. Посмотришь на белокаменного красавца и впрямь — чудо. А ведь построили его местные жители сами!

— Уроженец здешних мест купец Воронин, разбогатев, предложил односельчанам на выбор финансировать строительство железной дороги или церкви, — рассказывает экскурсовод. — Народ выбрал храм и построил его своими силами. В Кукобое жили тогда прекрасные мастера своего дела — строители, каменщики, резчики. Даже инженер стройки был из местных. Специально для храма был построен небольшой кирпичный завод. Только облицовочный кирпич для колоколен и башенок доставлялся из Финляндии.

Побродишь по дорожкам меж сосен, полюбуешься на местные красоты — и уезжать из Кукобоя не хочется. Но гостиницы тут нет. Так что пока в гости к Бабе-Яге можно поехать только на один день.

СПРАВКА KP.RU

История села Кукобой

На сегодняшний день имеется самое первое упоминание о селе Кукобой в купчей князя Ивана Кемского из деревни в Пошехонье (1526 г.). В тексте купчей сказано, что сельцо Никольское Кукобой с деревнями было куплено за 100 рублей и коня у игумена Корнилия и его старцев (а значит, принадлежало монастырю).

В переписной книге монастырских вотчин 1601 года Кириллов — Белозерского монастыря подробно записано, сколько земли имели наши крестьяне и какой платили оброк, даже их имена. Уже тогда в Кукобое была деревянная церковь, и встречается название не села, а погост. В 1859 году в Кукобое (Кукобово) имелись погост, 5 дворов, 19 жителей и каменная церковь, построенная в 1836 году. В 1886 году была выстроена новая двухэтажная школа в самом центре Кукобоя на средства священника церкви Дмитрия Всехсвятского. Он являлся законоучителем и был заведующим школы, так как школа была церковно-приходской. В начале 20 века Кукобой становится центром духовной культуры и образования. В 1908 году здесь открывается самая крупная в уезде бесплатная народная библиотека. Принадлежала она учителю Петру Ивановичу Любомудрову. Он был заведующим, а его дочь Вера библиотекарем. В библиотеке было почти 2000 книг, выписывались журналы и газеты.

Миллиона царских рублей хватило и на храм, и на новую школу за рекой (так как в старой стало тесно), и на три каменных здания для больницы, приюта для старых и обслуги. В 1912 году Спасский храм был освящен архиепископом Тихоном, будущим Патриархом Московским и Всея Руси. После революции Подорвановскую волость переименовали в Кукобойскую, и в 1929 году Кукобой стал райцентром Первомайского района. Согласно опросу старожилов вся земля после революции была разделена по едокам. В хозяйствах было по 1 — 2 коровы, лошади, от2 до 4 десятин земли. Около 20% жителей были бедняками, это те, которые не имели рабочего скота и 1 десятины земли, 65 — 70% середняками, 10% — зажиточными крестьянами, имевшим по 4 коровы и 2 лошади.

Источник — http://www.kp.by/daily/25933/2882064/