Театрализованное представление «На день рождения к Бабе Яге» — стало главной фишкой прошедшего в минувшую субботу праздника села Кукобой, посвященного 75-летию Первомайского района.
Идея с Бабой Ягой пришлась по душе и приехавшему на праздник губернатору области Анатолию Лисицыну.
— Очень хорошо, что вы не стоите на месте, что у вас творческие мысли появляются, — сказал он.
И хотя народ собирался в субботу на театрализованное представление, посвященное дню рождения Бабы Яги, но по причине того, что праздник села совпал с днем рождения губернатора области Анатолия Лисицына, кукобойцы стоя громкими аплодисментами поздравили главу региона с 57-летием и вручили ему любимый пирог и скромный подарок. Поздравления и подарок от селян получил и глава округа Леонид Щербаков, который отмечал свой день рождения в воскресенье.
…А Первомайский район и впрямь чудная, глухая сторона. В 1921 году семь селянок организовали здесь сельскохозяйственную коммуну имени Крупской. Через десять лет численность коммуны достигла 104 человек. И тут ОГПУ выяснил, что актив коммуны составляет ячейка скрытного женского монастыря. Начались аресты, и 17 коммунарок из «контрреволюционной группы» были осуждены.
Леса. Болота. Глухомань. Чертов угол. Родина Бабы Яги. Вот и торжественное открытие праздника по этой причине затянулось на полчаса. А объявленные под фанфары высокие гости: заместитель губернатора Ирина Скороходова, член Совета Федерации Виктор Глухих и директор департамента культуры и туризма Юрий Иванов — на трибуне так и не появились. Неужели заблудились в непроходимых первомайских лесах? Или просто забыли о поездке на презентацию нового туристического продукта? Хотя чего удивляться, если теперь здесь официально признанная родина Бабы Яги.
Олег Гонозов
«Золотое кольцо» N 117 от 29.06.2004
История села Кукобой
На сегодняшний день имеется самое первое упоминание о селе Кукобой в купчей князя Ивана Кемского на деревни в Пошехонье (1526г.). В тексте купчей сказано, что сельцо Никольское Кукобой с деревнями было куплено за 100 рублей и коня у игумена Корнилия и его старцев ( а значит принадлежало монастырю).
В переписной книге монастырских вотчин 1601 года Кириллов — Белозерского монастыря подробно записано, сколько земли имели наши крестьяне и какой платили оброк, даже их имена. Уже тогда в Кукобое была деревянная церковь, и встречается название не село, а погост. В начале 18 века из 33 волостей Пошехонского уезда Ухтомская волость почти полностью была вотчиной монастырей: Кириллова, Андрианова, Корнильева и Павлова. Это примерно 200 сёл и деревень. Для сравнения, у князей Ухтомских было всего 14 сёл и деревень. Есть переписная книга 1719 года Пошехонского уезда, где записано кто, в каком чине и какими сёлами владел. Уже в середине 19 века Кукобой вошёл в Подорвановскую волость. В 1859 году в Кукобое( Кукобово) имелись погост, 5 дворов, 19 жителей и каменная церковь, построенная в 1836 году, а в соседней деревне Б.Ивановское насчитывалось 37 дворов и 176 жителей. Подорваново — это деревня казённая ( бывшая государственная), где было 28 дворов и 154 жителя. В 1885 году в Кукобое была открыта первая школа, находилась она в избе крестьянина Соколова, а в 1886 году была выстроена новая двухэтажная школа в самом центре Кукобоя на средства священника церкви Дмитрия Всехсвятского. Он являлся законоучителем и был заведующим школы, так как школа была церковно-приходской. В начале 20 века Кукобой становится центром духовной культуры и образования. В 1908 году здесь открывается самая крупная в уезде бесплатная народная библиотека. Принадлежала она учителю Петру Ивановичу Любомудрову. Он был заведующим, а его дочь Вера библиотекарем. В библиотеке было почти 2000 книг, выписывались журналы и газеты. В 1909 году начинается строительство нового храма на средства Ивана Агаповича Воронина. Он жил в Петербурге и был одним из руководителей акционерного общества по постройке церквей и соборов, разбогатев, Воронин не забыл своих односельчан. Приехав в село, он предложил им на выбор — строительство собора или железной дороги до Пошехонья(70 км по непроходимым лесам и болотам). Тогда миряне единодушно выбрали собор, хотя в селе и была добротная действующая церковь. Воронин пожертвовал на строительство храма 1 миллион царских рублей. В Кукобое жили тогда прекрасные мастера своего дела — строители, каменщики, резчики. Храм возводился умельцами села. Даже инженер стройки был из местных. Специально для храма был построен небольшой кирпичный завод. Только облицовочный кирпич — белый для стен и лазуревый для колоколен и башенок — доставлялся из Финляндии. Строительство храма было завершено за 3 года. Миллиона царских рублей хватило и на храм, и на новую школу за рекой (так как в старой стало тесно) и на три каменных здания для больницы, приюта для старых и обслуги. В 1912 году храм был освящён архиепископом Тихоном, будущим Патриархом Московским и Всея Руси. После революции Подорвановскую волость переименовали в Кукобойскую, и в 1929 году Кукобой стал райцентром Первомайского района. Согласно опросу старожилов вся земля после революции была разделена по едокам. В хозяйствах было по 1-2 коровы, лошади, от2 до4 десятин земли. Около 20 % жителей были бедняками, это те, которые не имели рабочего скота и 1 десятины земли, 65-70% середняками, 10% — зажиточными крестьянами, имевшим по 4 коровы и 2 лошади. На 1 октября 1929 года в районе насчитывалось 7 колхозов. А в коммуне, созданной в 1921 году в деревне Захарьево, было уже сильное хозяйство, ржи получали по 115 пудов с десятины, в 1927 году купили трактор. Профессию трактористки освоила Анна Фёдоровна Смирнова. И за лето 1930 года подняла 200 га целины. Самые первые колхозы были созданы в деревнях Фомино и Большое Ивановское. Из воспоминаний Александры Васильевны Орловой следует, что в их д. Фомино колхоз создали в 1929 году и нахвали именем Коминтерна. Кто не согласился вступать в колхоз, сажали в кутузку, правда, через несколько дней отпускали. Под раскулачивание попал Павел Константинович Пикин, которому принадлежала водяная мельница. Всего в колхоз вошло 40 дворов. Председателем выбрали Ивана Бодунова из д. Редрики. Через некоторое время все из колхоза разбежались, свою скотину забрали по домам. Но потом снова объединились в колхоз «Красный огонёк». Более крупный колхоз образовался в д. Большое Ивановское. Как вспоминает Леонид Алексеевич Костицын, в него вошли 70 дворов. В семье Костицыных было 4 коровы, 2 лошади, овцы, поросёнок. Из них они сдали в колхоз лошадь и 2 коровы. Забрали также сараи, овчины. В деревне раскулачили двоих: Михаила Алексеевича Костицына, имевшего пекарню в Кукобое, и хозяина мельницы Андрея Васильевича Мельникова(потом он всё же вступил в колхоз). Но в те годы ещё не все деревни вступали в колхозы. Началась насильственная сплошная коллективизация. Примером этому может служить д. Юшково. Как вспоминает Мария Николаевна Сотникова, кто не хотел вступать в колхоз, бросали всё и уезжали в Мурманск, Архангельск, Вологду. Были и те, кто оставался единоличниками. Мария Николаевна помнит, что её родители обижались на то, что на трудодни давали мало хлеба. В 1937 году у них было 1000 трудодней на двоих, а на один трудодень давали 200 граммов зерна с мусором пополам. Итак, до войны на территории Кукобойского сельсовета было создано 14 колхозов. До войны урожаи были очень низкие — 7-8 центнеров с одного гектара. Но после колхоз «Красный броненосец» получил урожай 17-18 центнеров с гектара. Во время войны мужчин в деревне не было, лошадей тоже, пахали только женщины. За год нужно было выполнить норму в 1000 трудодней. За невыполнение плана давали штраф. Так что за день нужно было выполнить 2-3 нормы. В 50-х годах началось укрупнение хозяйств, и в 1956 году был создан колхоз «Мир».
И. Дерунова
Источник — http://www.zolotoe-koltso-tur.ru/yaroslavl/200-baba-jaga.html
Поделиться в соцсетях: